Ассоциация Профессиональных Кинезиологов

Межрегиональная общественная организация по содействию развитию кинезиологии

+7 (499) 110-24-68, mooapk@mail.ru

Доступ к закрытой части

Пожалуйста, введите присланный вам по e-mail логин и пароль для доступа к видеосеминарам

Журнал

Вышел в свет восьмой номер журнала "Практическая кинезиология". Журнал можно приобрести.

Подписку можно оформить через нашего администратора по электронной почте mooapk@mail.ru

Архив журнала>>

Наши книги

Объявления

Онлайн заявка на членство в АПК

На нашем сайте появилась возможность подать on-line заявку на членство в Ассоциации Профессиональных кинезиологов! Нажмите "Читать полностью" для перехода к заполнению формы: 

Подробнее...

Размещение для иногородних участников АПК

Иногородним участникам мероприятий АПК мы рекомендуем размещение.

Подробнее...

Мы вконтакте

Психотерапевтическая кинезиология: язык тела как зеркало души

Статья опубликована в журнале «Психотерапия» 2010г, № 12, с 66-72.

Чобану Ирина Константиновна. канд. мед. наук, научный сотрудник Отделения кризисных состояний и психосоматических расстройств НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, доцент кафедры психосоматической патологии ФПК МР РУДН, Москва, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье описываются условные языки, используемые в кинезиологии, включая терминологию – профессиональный язык, барометр поведения – язык эмоционально-поведенческих реакций, мышечное тестирование – основной диагностический инструмент, структуры и функции – язык внешнего выражения психологических особенностей. Этот подход позволяет перевести в термины второй сигнальной системы процессы, происходящие в теле. Научившись понимать язык тела, специалист сможет получить доступ к различным травматическим переживаниям и, что еще важнее, к возможностям их коррекции.

Ключевые слова: психотерапевтическая кинезиология, мышечное тестирование, барометр поведения, стресс, эмоции.

Психотерапевтическая кинезиология находится на стыке психологии и медицины, телесно-ориентированной психотерапии и психодинамических подходов, нейропсихологии и традиционных восточных практик. Подобная широта находит свое отражение во всех аспектах этого направления, в том числе в обилии новых терминов, новых вариантов диагностики и помощи. Психотерапевтическая кинезиология оперирует своим профессиональным языком. Можно выделить четыре условных языка кинезиологии. 1) Профессиональный язык, включающий в себя терминологию, понятия, названия различных ветвей и курсов. 2) Язык тела, отражающий комплексную глубинную информацию, в том числе уровень осознавания, неосознаваемые воспоминания и телесную память; на этом языке тело общается через мышечное тестирование. 3) Эмоционально-поведенческий язык, описанный в терминах барометра поведения. 4) Телесно-психологический язык, выраженный через внешние черты и проявляющийся в особенностях характера, личности; так называемые структуры и функции.
Ознакомимся с терминологией в рамках названий различных ветвей кинезиологии.
Термин «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis», обозначающего «движение» и «logos» - «наука, слово». В соответствии с этим определением кинезиология означает беседы о движении или, в современном понимании, изучение движения. Подобное определение чаще всего используется в спортивном направлении, нацеленном на оптимизацию движений с целью достижения высоких результатов в соревнованиях. Определение спортивной кинезиологии звучит следующим образом:
Кинезиология – это наука о движении человека и животных, основанная на понимании целенаправленного движения человека как результата сложнейшего взаимодействия элементов многозвенного мобильного объекта, каким является его тело, с окружающей средой, управляемого необычайно гибкой системой, способной в реальном масштабе времени собирать информацию о текущем состоянии всего объекта и его активных элементов, оценивать ее и формировать управляющие сигналы, исполняемые с точностью и быстродействием, необходимым для получения совершенного конечного результата – перемещения в пространстве [10].
В 1964 г. Дж. Гудхарт разработал прикладную кинезиологию – систему использования мышечного тестирования в диагностических и терапевтических целях при различных состояниях. Корни ее произрастают из мануальной терапии. Прикладная кинезиология—это целостный подход, основанный на концепции Триады здоровья, которую составляют структурные, химические и эмоциональные факторы [12].
Прикладная кинезиология распространилась среди врачей и мануальных терапевтов. В 1974 г. в Великобритании образовался Международный Колледж Прикладной Кинезиологии, активно действующий и поныне. Сегодня термин «прикладная кинезиология» используется только применительно к системе, преподаваемой этим колледжем. Определение прикладной кинезиологии, предлагаемое Федерацией Кинезиологии в Великобритании, звучит следующим образом:
«Кинезиология, буквально изучение движений тела, - это целостный подход к балансированию движения и взаимодействий человеческих энергетических систем. Мягкое использование мышечного тестирования помогает определить те зоны, где блок или дисбаланс нарушает физическое, эмоциональное или энергетическое благополучие человека. Этот же метод помогает определить факторы, влияющие на появление подобного дисбаланса. Естественные оздоравливающие силы пациента стимулируются посредством воздействия на рефлекторные и акупунктурные точки, через определенные упражнения и изменения в диете, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия» [12].
Дальнейшему распространению кинезиологии в немалой степени способствовал доктор Дж. Тай, сделавший этот замечательный подход доступным для широкой публики. В 1973 г. была издана его книга «Целебное прикосновение», в которой он обобщил и изложил техники прикладной кинезиологии в доступной для непрофессионалов форме. Целью этой работы стало обучение самопомощи через балансирование энергии.
Значительным шагом вперед стало рождение образовательной кинесиологии (обычно в образовании кинесиология пишется через букву «с»), появившейся благодаря П. Деннисону, который в 1982 г. успешно разработал программу восстановления координации и включил в нее наряду с детьми и взрослых. Образовательная кинесиология в основном применяется в педагогических целях для повышения концентрации внимания и активации запоминания, снижения напряжения, и в целом улучшения обучения [9, 11].
В 1972 г. Г. Стокс, Д. Уайтсайд и К. Калэуей разработали концепцию «Три в одном», в которой они уделили гораздо больше внимания, по сравнению с предыдущими подходами, эмоциональной стороне жизни человека. Мышечное тестирование предлагалось использовать для определения стрессов и их коррекции. В основе этого подхода лежит следующая концепция: когда человек находится в состоянии стресса, то не может использовать возможности своего мозга на 100%. Когда эмоциональный стресс заканчивается, мозг восстанавливает способность полноценно функционировать, используя логику левого и творческий подход правого полушария, что обеспечивает интегрированный взгляд на жизнь. Во многом эмоциональные, физические и поведенческие проблемы произрастают из прошлых травм. Техники концепции «Три в одном» в первую очередь восстанавливают способность осуществлять свободный выбор в настоящем времени без тормозящих последствий прошлого опыта [6].
Дальнейшее развитие кинезиологии происходило и в России.
В 2005 году оформилась в самостоятельное направление психотерапевтическая кинезиология – личностно-ориентированный подход, разработанный для помощи пациентам с длительными глубокими проблемами, особенно в области психического здоровья [5]. За основу была взята психогенетическая теория и модель личности [2]. В соответствии с этой моделью были выделены основные структуры личности, или личностные статусы, связанные с различными жизненными сферами и раскрывающиеся по ходу жизни у большинства обследованных пациентов.
Основные мишени психотерапии определяются необходимостью восстановления функционирования больного в различных сферах жизни, имеющих свое отражение в личности, во внутреннем мире пациента. Развитие человека подчиняется определенным правилам и закономерностям, что определяет вектор психотерапевтического воздействия. В процессе терапии проводится диагностика состояния этих структур личности, при необходимости их коррекция, что помогает восстановить жизнедеятельность пациента в этих областях жизни, гармонизировать его личность и добиться стойкой ремиссии.
ЯЗЫК ТЕРМИНОВ
В кинезиологии используется собственный понятийный аппарат: претесты, коррекция, барометр поведения, пальцевые пробы, общая зона интеграции и многое другое. Для человека непосвященного эти слова не имеют смысловой нагрузки. Однако они отражают основные особенности этого направления. Многие понятия были переведены с английского языка, что, несомненно, наложило отпечаток на лексикон кинезиологов. Рассмотрим некоторые из упомянутых терминов.
В отличие от других подходов психотерапии в кинезиологии широко используется термин коррекция. Так называется и психотерапевтическая сессия или сеанс и единичные воздействия. Этот термин подчас вызывает недоумение коллег и удивление пациентов. Записываясь впервые на прием, многие задают вопрос, будет ли сразу проводиться коррекция или вначале проведут беседу или будет осуществляться только диагностика. Приходится объяснять начинающим посетителям, что за один сеанс можно и побеседовать и провести диагностику и коррекцию. Это связано со спецификой самого подхода.
В кинезиологии сессия нацелена на точную диагностику и на улучшение, на редукцию болезненных паттернов и стресса, на нормализацию проблематичной сферы жизни. На каждой сессии происходят изменения, коррекция того или иного отклонения. Именно поэтому сессия носит название коррекция. Лица, прошедшие терапию у кинезиологов, обычно с удовольствием сообщают, что каждая сессия приносила облегчение.
Коррекция подчиняется строгой схеме или протоколу, в соответствие с которым расписан каждый шаг, каждое действие психотерапевта. Это имеет колоссальное значение, так как обеспечивает безопасность, как пациента, так и специалиста. Тело само контролирует продвижение вперед и четко сигнализирует в случае, если какие-то действия принесут вред.
Коррекцией также называется единичное воздействие, упражнение или процедура для восстановления той или иной функции. Насчитывается более ста подобных воздействий, свойственных только кинезиологии. Большая сессия – коррекция может включать в себя несколько малых упражнений - коррекций, позволяющих нормализовать или сбалансировать состояние пациента. Эти малые коррекции тщательно систематизированы в так называемые пальцевые пробы, напоминающие индийские мудры.
Во время сессии нередко приходится обращаться к травматическому опыту прошлого, подобная работа с регрессией носит название «возвращение по возрасту», и ему можно дать определение: это процесс, при котором мы определяем возраст возникновения причины данной физической, умственной или эмоциональной травмы [7].
В английском варианте используется термин «age recession». «Recess» означает «уединенное, глухое место, укромный уголок», а «recession» можно перевести как «удаление, отступание, углубление». Происходит углубление назад в сокровенные уголки подсознания и в те периоды времени, когда негативные эмоции соединились с восприятием давних событий и до сих пор предопределяют восприятие текущих событий. Можно помочь мозгу переучиться, используя тот же неврологический процесс, что привел к сужению восприятия. Важно получить доступ в нужный слой клеток, в котором содержится основная часть воспоминаний.
В кинезиологии существуют непривычные уху психотерапевта термины. К примеру, особое внимание уделяется общей зоне интеграции (ОЗИ). Это функциональный центр представлений о себе, самовосприятия, суждений и убеждений, расположенный в доминантном, обычно левом, полушарии в области сосцевидного отростка. Он не участвует в принятии новых решений, а лишь повторяет прошлый опыт, подходящий для сиюминутного выживания личности в том виде, как он сформирован в памяти.
Вторая важная с точки зрения обучения область - это зона сознательного ассоциативного мышления (САМ), ответственная за творческое стратегическое мышление, за выбор новых вариантов [3, 7]. Она расположена в лобных долях. Зона САМ способна подавлять любую более слабую неврологическую активность, включая функции заднего мозга, физическое движение, даже сердечные сокращения и дыхание. Примером могут служить йоги. К сожалению, у большинства взрослых эта зона руководит функциями организма меньшую часть времени. Большую часть времени руководство осуществляет общая зона интеграции по причине эмоционального стресса.
В условиях стресса ОЗИ принимает на себя полное управление действиями, блокируя циркуляцию сигналов из всех зон мозга, непосредственно не связанных с физическим и эмоциональным выживанием. Это отодвигает зону САМ в сторону и гарантирует лишь копирование прошлых реакций, большинство из которых оставляет желать лучшего. Когда для принятия решений человек активизирует лобные доли, зону САМ, то он находится в настоящем времени и может размышлять и выбирать. Поскольку многие пребывают в той или иной степени стресса большую часть времени, то, как правило, они используют четверть ресурсов своего мозга. Коррекция в кинезиологии нацелена на снятие тормозящего влияния ОЗИ и активизацию лобных долей и стратегического мышления, то есть на расширение сознания и возможность выбора своих действий.
К этому можно добавить практические рекомендации. Для того, чтобы увидеть новые горизонты, стоит активизировать лобные доли, подключить зону САМ, с этой целью нужно сделать выбор – выбирать! Выбирать варианты решения той или иной задачи. Только тогда нейродоминирование смещается от ОЗИ к САМ, от реагирования к поиску новых путей. В условиях стресса очень важно помнить об этом.
Как профессионалы мы понимаем, что понятия в кинезиологии перекликаются с терминами из других направлений, однако в нашем курсе они имеют свой телесный адрес и более того, когда речь идет об отклонениях, то предлагается их эмоциональная и телесная коррекция. Это помогает проработать травматический опыт на всех уровнях, начиная с осознавания, эмоционального отреагирования до телесного освобождения от зажимов, спазмов и телесных воспоминаний. Такая глубокая проработка становится возможной благодаря обращению к самому телу, благодаря мышечному тестированию.
ЯЗЫК ТЕЛА – МЫШЕЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Инструменты кинезиолога позволяют вербализовать сигналы тела. В кинезиологии тело используется как основной диагностический инструмент, позволяющий посредством мышечного тестирования проводить диагностику различных отклонений. Мышечное тестирование берет начало из прикладной кинезиологии как метод определения функции данной мышечной группы. Для проверки ее состояния специалисты прикладной кинезиологии приводили мышцу в сокращенное состояние и оказывали на нее давление, переводя мышцу в растянутое состояние. Если мышца «сопротивлялась», это означало, что она функционировала нормально. Если при тесте она «поддавалась без сопротивления», это изменение указывало на то, что мышца имела недостаточный энергетический уровень.
Г. Стокс и Д. Уайтсайд несколько видоизменили мышечное тестирование: тестирование мышцы – индикатора используется с целью определения стресса. Мышечный тест заключается в применении медленного, легкого надавливания на данную мышцу в ее либо сокращенном, либо растянутом положении [6].
Мышечное тестирование – это тестирование тонуса мышцы с целью определения стрессовых областей в жизни человека. Как пишут Г.Стокс и Д. Уайтсайд, «мышечное тестирование – это тестирование мозга» [6]. Мы можем добавить к этому, что это также и тестирование телесной памяти.
Для теста можно использовать любую мышцу тела. Однако, обычно работают с передней частью дельтовидной мышцы, так как тестировать мышцу руки удобно, не требуется укладывать пациента на кушетку, этот процесс не вызывает лишнего стресса у человека. Через тело проводится диагностика эмоционального, душевного и соматического состояния человека.
То, что тело готово сообщить, может дать бесценную информацию о состоянии души человека, в том числе о его эмоциональной жизни, болезненных переживаниях, душевных проблемах. Кинезиологи знают: тело никогда не врет. Главное, научиться понимать его язык. И тогда язык тела станет зеркалом души. С этой целью собственно и используется мышечное тестирование. Правильно сформулированный опрос помогает провести диагностику, как имеющихся проблем, так и средств помощи, методов коррекции неблагоприятных отклонений. И в первую очередь это осуществляется через поиск стрессовых областей в жизни человека.
ТЕОРИЯ СТРЕССА
Понятие «стресс» возникло в биологии, а не в психологии, и изначально, в своем строго научном смысле, оно не имело психологического значения. Еще в 20-ые гг. ХХ века физиолог У. Кэннон разработал теорию эмоций, согласно которой стенические отрицательные эмоции рассматривались как защитные реакции «борьбы или бегства».
Немного позже канадский ученый Г. Селье описал первую общую неспецифическую адаптационную реакцию и ввел термин «стресс». Г. Селье в 1936 г. определил «стресс как состояние напряжения, представляющее собой стандартную реакцию организма на любое неблагоприятное воздействие». Иначе говоря, стресс – это выработанный в результате эволюции неспецифический комплекс реакций, обеспечивающий системе переход в новый режим существования, при котором увеличивается устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды, то есть осуществляется адаптация. Важно отметить, что причиной патологических изменений является не само внешнее воздействие, а реакция организма на него [4]. 
В 50-70-х гг. ХХ в. слово "стресс" стало очень популярным. Учение Г.Селье открыло новый ракурс, позволяющий переосмыслить некоторые аспекты жизни человека. Во многих сторонах нашей жизни ученые увидели общие закономерности стресса как явления. Р. Лазарус одним из первых обратил внимание на тот факт, что «неспецифическими» реакциями на  воздействие среды отвечает не только тело, но и психика. Так впервые были произнесены слова «психический стресс», который чаще называют психоэмоциональным. Психологи толковали термин по-разному, и до сих пор нет полного единодушия.
К середине 80-х гг. ХХ в. большинство ученых согласились с таким определением: "Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в экстремальных условиях". Можно выделить два варианта стресса: дистресс – стресс связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий пагубное влияние на здоровье. Эустресс – стимулирующий стресс, на противодействие которому хватает ресурсов организма.
В кинезиологии понятие «стресс» обычно используется для описания негативного взаимодействия человека с окружающим миром. Мышечное тестирование помогает определить, с чем именно в жизни связан стресс. Слабый мышечный ответ обозначает наличие эмоционального стресса в связи с каким-то вопросом, проблемой или чувством, что буквально подкашивает человека, ослабляет его тело, его мышцы, и эту слабость можно определить посредством мышечного тестирования. Негативный эмоциональный заряд, то есть интенсивный электрический импульс, вызванный негативной эмоцией, вызывает слабый ответ мышцы.
БАРОМЕТР ПОВЕДЕНИЯ КАК ЯЗЫК
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА.
Для уточнения эмоционального состояния Г. Стокс и Д. Уайтсайд разработали барометр поведения – карту эмоционально-поведенческих состояний человека [6]. История его появления необычна, так как авторы тестировали необходимые слова. В России он претерпел несколько переводов, пока был сформулирован нынешний вариант. Для трактовки слов англо-говорящие авторы обращались к словарю Вебстера, мы также внесли некоторые ремарки из словаря Ожегова. Применяя барометр поведения, можно детально охарактеризовать состояние человека. Как прозвучало в одном из докладов на конгрессе русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии», около 80 % населения страдает алекситимией, то есть неспособностью обозначить вербально свои переживания. В этом смысле барометр поведения – это удобный инструмент для работы с распознаванием и толкованием различных эмоциональных состояний, как положительных, так и отрицательных.
В барометре поведения существуют две основные части: негативная и позитивная, внутренне связанные друг с другом. Каждому термину из негативной части соответствует слово из позитивной части. Они подобны двум сторонам одной медали: для каждого неприятного состояния имеется соответствующее позитивное. Такое строение раскрывает возможности дальнейшей коррекции и определяет вектор движения в психотерапии: от негатива к позитиву, от нынешнего состояния к желаемому.
У каждого термина существует свое более подробное толкование. Например, можно рассмотреть первую категорию «приятие – антагонизм» (см. Таб. №1). Все начинается с выбора реакции на происходящее: можно принять ситуацию, какая бы она ни была, или встретить ее в штыки и почувствовать антагонизм. Психотерапевт может использовать эту информацию иначе: если человек чувствует антагонизм по отношению к кому-то или чему-то, то возникает естественный вопрос: что он не принял? Как можно психотерапевтически помочь ему принять это? Это поможет эффективно провести сессию.
Таб.№1
ПРИЯТИЕ
АНТАГОНИЗМ
1.Видящий варианты
2.Идущий навстречу
1.Усматривающий атаку
2.отмахивающийся
3.оптимистичный
4. принимающий
3.сомневающийся
4.Заваленный делами
5.адаптирующийся
6.Знающий себе цену
5.досаждаемый
6.возмущенный
7.Достойный признания
8.открытый
7.противостоящий
8.неадекватный

У больших категорий существуют малые подкатегории, также находящиеся в зеркальном соответствии, например «видящий варианты» – или – «усматривающий атаку». Если пациент считает, что его постоянно атакуют, как помочь ему увидеть иные варианты реакций, действий, отношения? Подобные соответствия прокладывают вектор психотерапевтической сессии. Для каждого термина существует подробная трактовка, облегчающая понимание этих слов. Приведем подробное толкование терминов из категории «антагонизм» и «приятие». Сначала дается подкатегория из категории «антагонизм», затем соответствующая ей позитивная подкатегория из категории «приятие» [8].
1. Усматривающий атаку означает «быть поставленным в определенное положение насильно или агрессивно». Однако, это «улица с двусторонним движением». Люди, ожидающие нападения, будут всегда усматривать его, даже, когда его нет. «Атака» сама по себе означает начало враждебных действий или наступление против врага. Вы хотите быть атакованным или уже подвергаетесь атаке? В таком состоянии формируется желание отреагировать на отрицательное воздействие (как кажется) из внешнего мира. Естественно, хочется удержать свой внутренний вынужденный ответ скрытым от всех и выглядеть так, будто воспринимаемая атака не слишком глубоко трогает человека, и поэтому он позволяет себе отмахиваться от нее.
1. Видящий варианты, то есть делающий выбор. Если вы принимаете то, что происходит прямо сейчас, любой выбор или альтернатива в вашем распоряжении. Внутреннее осознание свободы выбора внешне выражается в поведении как «идущий навстречу».

2. Отмахивающийся означает поведение человека, которого растревожили и кому помешали. Это раздражение невысокой степени. Любопытно, что в словаре Ожегова глагол «отмахнуться» определяется, как «легкомысленно оставить без внимания что-либо серьезное, заслуживающее внимания».
2. Идущий навстречу, то есть открытый для контактов, доступный. Можно добавить «способный к общению». Доступные и идущие на контакт люди находятся на пути достижения своих целей.

3. Сомневающийся – это состояние заключается в чувстве, возникающем у человека при осознании того, что подвергается сомнению его личная самостоятельность. Вас атакуют, и вопросы являются оружием вашего оппонента, которое он использует, чтобы заставить вас сомневаться в вашей дееспособности, правоте или информированности. Это действительно беспокоит вас внутренне. Но вы не хотите, чтобы они знали, что они «достают вас», поэтому внешне вы себя ведете как обремененный человек.
3. Оптимистичный - тот, кто расположен придерживаться благоприятных взглядов и надеяться на благоприятные результаты в будущем.

4. Обремененный означает «сильно загруженный работой, выполняемой с трудом» или «неприятное обязательство». Словарь Ожегова определяет глагол «обременить» следующим образом «затруднить, доставить хлопоты, неудобства». Любой человек, глядя на вас, может увидеть вашу обремененность по вашим плечам. У вас явное нарушение осанки.
4. Принимающий – имеется ввиду «принимающий с одобрением и благосклонностью, отвечающий согласием». Это поведение подразумевает принятие того, что происходит, и продвижение вместе с ним. Не только вы принимаете существующую ситуацию, но и она «принимает» вас.

5. Досаждаемый переводится как «быть потревоженным весьма неприятным способом, который слегка раздражает». Ключевое слово – «раздражение». Что бы ни предпринимали ваши антагонисты, они раздражают тем, что отвлекают ваши мысли и энергию от того, что вы хотите делать. Вашим антагонистам следует это знать, поэтому вы выходите из своего угла, чтобы объяснить им, что вы чувствуете.
5. Адаптирующийся, то есть способный успешно приспособиться к различным условиям, с различными требованиями. Это внутреннее осознание обеспечивает свободу обращения с собственной системой убеждений и возможность «идти в ногу» с жизнью.

6. Возмущенный означает выражение сильного неудовольствия по поводу того, что считается вашим достоинством. «Возмущенный» происходит от латинского однокоренного слова «обижаться». Под вопросом ваше собственное достоинство. Никто не имеет права его унижать.
6. Знающий себе цену - тот, кто имеет похвальное достоинство, характер, ценность. Буквально оно говорит об осознании собственной значимости. Вы знаете себе цену, вам не приходится извиняться за свое поведение. Вы приняли свою ответственность.

7. Противостоящий означает «действовать против или оказывать сопротивление, стоять на пути, препятствовать или мешать». Вы и ваша оппозиция достигли черты, за которой уже нет возврата назад. Вы принимаете статус врага и теперь хотите удержать свою позицию против атакующих вас.
7. Достойный признания трактуется как «соответствующий для, или достойный награды или помощи в связи с доказанным обладанием высокими качествами». Внутренне вы цените себя и знаете, что вы достойны уважения и признания.

8. Неадекватный означает «неуместный, неподходящий, неспособный, негодный, недостаточный». Вы не чувствуете себя человеком, способным и имеющим силы, ресурсы или средства реально выиграть, когда наступление начнет разворачиваться. Вы находитесь в состоянии стресса и нужно либо убежать, либо бороться.
8. Открытый - Словарь Вебстера дает 83 значения этого слова! Наше определение: «доступный, открытый (не «себе на уме»), не использующий и не ищущий укрытия и маскировки, имеющий и проявляющий восприимчивость к новым идеям». Когда вы открыты, то следующим шагом будет стремление.

Язык барометра поведения можно выделить как отдельную существенную часть кинезиологии. Благодаря барометру все эмоциональные состояния получают свое имя, перекидывается символический мостик между первой сигнальной системой и второй, происходит вербализация ощущений, порывов, страданий, Более того намечается путь дальнейшего движения к улучшению. Барометр поведения включает в себя около 150 терминов, не так много на первый взгляд. Однако, учитывая, что это характеристики состояний человека, можно сказать, что это 150 названий различных эмоционально- поведенческих реакций, расширяющих горизонты понимания происходящего. Барометр поведения стал неотъемлемой частью каждой коррекции, так как не взирая на причину обращения к психотерапевту, он помогает прояснить эмоциональную подоплеку происходящего.
ЯЗЫК ВНЕШНОСТИ
Отдельное внимание заслуживает курс по изучению структур и функций, к которому применимо название курс практической фенотипологии или френологии [1, 13]. В отличие от физиогномики в кинезиологии черты лица и особенности строения тела рассматриваются не как жесткие константы, а как динамичные образования, что повышает точность диагностики и эффективность лечения. Под структурами понимаются физические особенности, под функциями – соответствующие им психологические черты. Это курс по изучению личностных особенностей человека, переданных ему через генетический код от его предков. Не только стресс определяет поступки индивида, в гораздо большей степени на поведение влияют личностные особенности, предрасположенности, реакции человека.
В этом направлении изучается более 50 таких пар структур - функций. Используются максимально физиологичные объяснения особенностей поведения. Для примера можно использовать следующую структуру - функцию: соотношение длины ног к длине туловища и усидчивость. Чем короче ноги и длиннее туловище у человека, тем ниже расположен условный центр тяжести в теле. Соответственно, такой человек будет чувствовать себя комфортнее стоя, в движении. Необходимость долго сидеть будет вызывать у него стресс и дискомфорт. Таковы все маленькие дети, непоседы и живчики, которые, словно моторчики, могут играть и бегать весь день, и с трудом высиживают за партой более 15-20 минут. На другом полюсе находятся индивиды с длинными ногами и относительно коротким туловищем. Их центр тяжести тела расположен выше, поэтому им комфортнее сидеть или лежать. Долгое пребывание стоя вызывает чувство выраженной усталости, боли в спине, невозможность сосредоточиться.
Как применять эту информацию? Посмотрите на себя в зеркало, оцените соотношение длины ног к длине туловища. Подумайте, что вы предпочитаете: больше двигаться или прилечь и отдохнуть? Вероятно, вам надо учесть свои особенности при планировании рабочего дня и отдыха. Если у вас центр тяжести расположен низко, то для отдыха стоит дать себе возможность встать и подвигаться, если вы принадлежите к другому типу, то и отдых вам подойдет более пассивный. Посмотрите на своих близких людей, к какому типу принадлежат они? Какие особенности это накладывает на ваше общение? Принимайте эту информацию во внимание. К примеру, если у вас маленькие дети, то для них лучшее совместное времяпрепровождение – это подвижные игры, прогулки. Если у вас длинноногие подростки, то они предпочтут меньшую физическую нагрузку.
Язык тела, выраженный в структурах и функциях глубоко телесен, т.е. это уровень функционирования нашего тела, он не осознается и нередко обуславливает необъяснимое на первый взгляд поведение. Этот язык тела с первого взгляда помогает определить, кто перед вами; как лучше строить свои отношения с этим человеком. Способность распознавать внешние особенности дает ключ к пониманию самого себя и других.
Заключение
Таким образом, мы насчитали в кинезиологии два телесных языка: мышечное тестирование и структуры – функции, и два вербальных языка: терминологию и эмоции барометра поведения. Конечно, подобное деление условно и символично, тем не менее, оно отражает основную особенность этого направления: тесную связь между телесными процессами и осознаванием. Это важное преимущество позволяет кинезиологам охватывать широкий спектр патологии и проблем и работать безопасно и эффективно.

Список литературы:

1. Вайтсайд Д., Стокс Г., Каллоувей К. Под кодом. – М.: Диалог-МГУ, 1996. – 164с.
2. Валентик Ю.В. Мишени психотерапии в наркологии // Лекции по наркологии / под ред проф. Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика, 2001. - 233- 243 с.
3. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ. – М.: «Смысл», 2003.- 335 с.
4. Основы физиологии человека. Учебник для ВУЗов под редакцией акад. РАМН Б.И. Ткаченко. том 1. - С-Пб.: «Международный фонд истории науки», 1994. – 260 с.
5. Способ диагностики психологических особенностей индивида при помощи психотерапевтической кинезиологии. Патент на изобретение №2312597. -2007.
6. Стокс Г., Вайтсайд Д. Инструменты для работы. – М.: «Диалог – МГУ», 1995г. – 141 c.
7. Стокс Г., Уайтсайд Д. Единый мозг. – М.: «Диалог – МГУ», 1996. -268 с.
8. Уайтсайд Д. Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ. - М.: Кинезис, 1998. – 43 с.
9. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. / Пер. с англ. - М.: 1999. – 238 с.
10. Энока Р.М. Основы кинезиологии. - Киев.: «Олимпийская литература», 2000. – 400с.
11. Dennison P.E., Dennison G.E. Edu-K for Kids. - Glendale, CA: Edu-Kinestetics Inc., 1986. – 150 р.
12. La Tourelle M., Courtenay A. Thorsons Introductory guide to kinesiology. – Thorsons, London, 1992. – 176 p.
13. Stokes G., Whiteside D. Louder than words. – Publisher Three in one Concepts, 1985. – 170 p.


Chobanu Irina Konstantinovna Ph.D. scientific researcher in the Department for crisis conditions and psychosomatic disorders pf Scientific Research Institute for Emergency Medicine named after N.V. Sklifosovsky.
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

The article deals with the languages used in kinesiology, including terminology – professional language, barometer of behavior – language of emotional and behavioral reactions, muscle testing – main diagnostic tool, structure and functions – language of expression of psychological features. This approach gives an opportunity to translate internal processes into second signal system – to verbalize them. Understanding the language of the body gives an access to traumatic experience and permits to correct it.

Key words: psychotherapeutic kinesiology, muscle testing, barometer of behavior, emotions, stress.

Ваша корзина

Итоговая сумма:   0.00 RUR
В корзину

Подписка на новости

Если Вы хотите получать наши новости, пожалуйста, выберите из списка свой регион и введите свое имя и E-mail в соответствующие окна формы

Проекты

  • Волонтеры - помощь кинезиологов клиенам. Ответственная - Елена Р.
  • Наука - исследования в области кинезиологии. Ответственные Шленская Е.О. и Чобану И.К.

Мероприятия

  • 21-22 октября 2017 года, Москва - Шестая Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы психосоматики и психологии здоровья". Регистрация >>

Видеоканал

Наши ресурсы