Ассоциация Профессиональных Кинезиологов

Межрегиональная общественная организация по содействию развитию кинезиологии

+7 (499) 110-24-68, mooapk@mail.ru

Журнал

Вышел в свет восьмой номер журнала "Практическая кинезиология". Журнал можно приобрести.

Подписку можно оформить через нашего администратора по электронной почте mooapk@mail.ru

Архив журнала>>

Наши книги

Объявления

Онлайн заявка на членство в АПК

На нашем сайте появилась возможность подать on-line заявку на членство в Ассоциации Профессиональных кинезиологов! Нажмите "Читать полностью" для перехода к заполнению формы: 

Подробнее...

Размещение для иногородних участников АПК

Иногородним участникам мероприятий АПК мы рекомендуем размещение.

Подробнее...

Мы вконтакте

Качество речи, как признак успешности человека

Степанова И.В.,
канд. биол. наук, кинезиолог, член ассоциации психотерапевтической кинезиологии

«От плода уст человека наполняется чрево его, произведением уст своих он насыщается».
Притчи, 18.20.

Прежде всего, познакомимся с тем, что такое речь, с процессами выражения речи и восприятия речи. 

РЕЧЬЮ называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. 

Сама речь самостоятельным видом деятельности не является. Говорящий или пишущий всегда преследует определенную цель. По А.Н.Леонтьеву и А.А.Леонтьеву (1969, 1975), речь — это совокупность речевых действий, включенных в общую систему деятельности человека, нежели нечто самостоятельное.

Речь осуществляется с помощью языка.

В.Гумбольдт (1984) утверждал, что язык дан извне, но это не мешает человеку использовать его, как инструмент познания и организации своего субъективного опыта.

Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли.

Далее В.Гумбольдт (1984) говорит, язык есть главная деятельность не только человеческого, но и национального духа — духа народа в частности. Дух народа и язык тесно связаны.

А.А.Леонтьев (1969) писал, что сущность человеческого языка - исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто психическими законами. Язык как психическое явление существует только в душах человеческих.

Речь — духовная деятельность.

Цель речи - представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики. Мы можем представить себе органическую механику в виде органа, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде композитора.

Язык — это условие мысли. Язык есть мышление, выраженное звуками. Он воплощает в звуках процесс мышления. Язык, с помощью звуков может с фотографической точностью отобразить тончайшие нюансы мыслительного процесса.

В.Гумбольдт (1984) отмечал, что практическая деятельность людей подчиняется языку, как творцу существующего мира. Язык есть одновременно и знак, и отражение.

Язык есть условие общения.

Н.И.Жинкин (1982) отмечал, что речь основана на общительном характере человека и его потребности воплощать свои мысли в словах.

В.Гумбольдт (1984) утверждал, что окончательную определенность слова получают только в речи отдельного лица. Особенность общения состоит в том, что говорящий и слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон и вкладывают различное, индивидуальное содержание в одно и то же слово. Отсюда следует, что никто не понимает слов в одном и том же смысле. Поэтому, взаимное разумение между разговаривающими, есть и недоразумение. И согласие в мыслях и чувствах и разногласие. Психический комплекс сложившийся в одной душе, не может служить основой для его возникновения в другой душе.

Язык регулирует деятельность человека.

Принято считать, что язык регулирует деятельность человека.

Л.Блумфильд (1965) полагал, что речевое общение применяется в сферах жизнедеятельности человека, для того чтобы выразить потребности и совершить действия по их удовлетворению. По мнению Л.Блумфильда, речь является средством решения практических задач и ее основная функция — регуляция деятельности человека.

Суть процесса производства речевого высказывания заключается в переходе от мысли к слову.

Л.С.Выгодский (1996) отмечал, что всякая мысль стремится соединить что-то с чем-то и имеет движение. Единицы мысли и единицы речи не совпадают. В речевом мышлении движение идет от мотива, порождающего какую-либо мысль. Мысль оформляется во внутреннем слове, а затем — в значениях внешних слов и , наконец, в высказанных словах. Речь представляет собой деятельность по вербализации образов сознания человека.

Речь формируется в зависимости от уровня культуры, воспитания, образа мира, негативного или позитивного психологического мышления, как индивидуального, так и социального.
Восприятие речи — это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. В.П.Белянин(2011) указывал, что обработка речевых сигналов происходит последовательно.

Понимание смысла основано на том, что человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом.
Слова являются символом, т. е. выступают объектом внимания сознания. Человек слышит одно, а видит другое. Задержка при восприятии слова вызывается тем, что в сознании возникают 2 объекта внимания. Один объект внимания — слышимые слова, другой объект внимания — видимый объект. Человек стремится к осмысленному восприятию увиденному и услышанному. Ему приходится делать выбор, какой смысл для него является приоритетным.

В.П.Белянин (2011) показывает, что языковое выражение будущего времени есть прогнозирование будущего времени. Отсутствие реальности будущего дает возможность использовать различные оттенки отношения к будущему. Например: желательность и нежелательность наступления события, волевое стремление способствовать событиям, препятствовать наступлению события.

Используя в речи слова, обозначающие будущее время, их нужно рассматривать как категорию познания и социального развития. Поскольку, будущих событий в настоящем времени еще нет, то предвидятся и предсказываются они на основе знаний, размышлений и оценок со стороны говорящего. Слова, которые использует говорящий, диктуются уровнем его культуры, опытом и оценки настоящего времени.

Содержание фраз, говорящих о будущем времени сводится к тенденциям сохранения исходного состояния, либо к его изменению.

Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью и со своими знаниями о ней. Он понимает действительность своим пониманием. Если его понимание входит в конфликт с действительностью, то человеку нужно при помощи мыслительных процессов перестраивать свое неправильное понимание, стремясь к устранению конфликта.

Человек при восприятии и интерпретации речи выбирает наиболее вероятное толкование, которое соотносится с его представлением с действительности.

Часто прошлый опыт может оказать влияние на понимание слов и фраз. Это влияние может быть, как положительное, так и отрицательное. Положительным влияние прошлого может быть только тогда, когда в прошлом опыте, человек находит пример, помогающий изменить ситуацию в настоящем к лучшему.

Процесс восприятия речи не является пассивным процессом. При восприятии речи человек проявляет активность. Он опирается на свой прошлый опыт, как речевой, так и не речевой и осуществляет прогнозирование.

Такого рода особенность восприятия связана с действием психологического механизма вероятностного прогнозирования, который является частью психологических механизмов процесса восприятия.

Понимание избирательно. Избирательность восприятия и понимания речи определяется важностью речи и слов, которые попадают в поле внимания слушающего. Избирательность помогает слушателю выбрать НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ для него объекты или стороны объекта услышанного.

Избирательность является проявлением активности слушателя.

Все вышесказанное приводит к пониманию, что качество речи, как высказываемой и воспринимаемой зависит прежде всего от психоэмоционального состояния человека. Насколько оно позитивно, настолько позитивна будет его речь и восприятие речи.

Насколько созидательна речь, настолько успешен будет человек в настоящем времени. Для того, чтобы сделать речь более созидательной следует: говорить о том, что есть сейчас, говорить о деле, а не о себе. Отказаться от разрушительных слов, которые выражают: контроль за кем-то или за чем-то, запугивание, жестокость отношения, обвинения, сексуальное насилие, власть над кем-то, безответственность поведения, манипулирование кем-то, грубость, оскорбительные слова, ущемление, уязвление, негативные слова по отношению к власти, зло, тоску, печаль, агрессию, антагонизм, враждебность, страх потери, безразличие, разобщенность, призыв к смерти по своей эмоционально-смысловой доминанте.

Желательно заменить слова хочу на желаю, должен на могу, не нравится на так есть. Убрать из обихода выражения «как всегда», «как обычно», «как у всех», «если бы, то», убрать глагол «не знаю», слова с частицами « нибудь-, кое-». Отказаться от негативных шуток и черного юмора.

Желательно, говорить слова, которые выражают: доверие, преданность, ответственность за слово и дело, открытость, хорошее отношение, заботу, уважение, любовь, настроенность, приятие, интерес к жизни, равноценность, единство,энтузиазм.

У каждого человека есть на лице структуры функций, (Д.Уайтсайд, 1993) на работу которых влияет качество речи, как продуцируемой, так и воспринимаемой.

Прежде всего, это:

  1. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (структура мышления);
  2. ЛОБНАЯ ЧАСТЬ ВЫШЕ ТЕМЕННОЙ (множество идей, структура мышления);
  3. ВЕЛИЧИНА ВЕРХНЕЙ ГУБЫ (стиль словесного самовыражения);
  4. ВЕЛИЧИНА И ФОРМА ПОДБОРОДКА (драчливость, структура автоматического выражения);
  5. СООТНОШЕНИЕ ГУБ И ПОДБОРОДКА (автоматический ответ, структура автоматического самовыражения);
  6. РАСПОЛОЖЕНИЕ УГОЛКОВ РТА (привычные ожидания, структура взгляда на жизнь в настоящий момент).

Работа всех этих структур тесно связана с качеством слов, произносимых и услышанных. Чем созидательнее слова, которыми пользуется человек, тем ярче выражена его индивидуальность, тем более творческим становится его выражение во всех сферах жизни.

Делая выбор следить за качеством произносимых слов, человек делает выбор открыть для себя те возможности достижимого, которые будут утверждать в нем уверенность в себе, позитивный взгляд на мир, помогут ему выстроить желаемые взаимоотношения, раскрыть творческий потенциал. Это все будет утверждать в нем состояние жизненного успеха.

Список использованной литературы:

  • Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. - 2-е издание. - М., Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011.
  • Блумфельд Л. Употребление языка. - В.А.Звягинцев. История языкознания Х1Х — ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч.П.М., 1965.
  • Блумфельд Л. Язык. - М., 1968.
  • Выгодский Л.С. Мысль и слово. - Л.С.Выгодский. Мышление и речь., М., 1996.
  • Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В.Рамишвили, М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000.
  • Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., Политиздат, 1982.
  • Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание , личность.- М., 1975.
  • Уайтсайд Д. Громче слов. Структуры функций. - ЦВЛД Северного округа Москвы, 1993.

Ваша корзина

Итоговая сумма:   0.00 RUR
В корзину

Поиск по сайту

Проекты

  • Волонтеры - помощь кинезиологов клиенам. Ответственная - Елена Р.
  • Наука - исследования в области кинезиологии. Ответственные Шленская Е.О. и Чобану И.К.

Мероприятия

  • 21-22 октября 2017 года, Москва - Шестая Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы психосоматики и психологии здоровья". Регистрация >>

Видеоканал

Наши ресурсы